Спиридонович Спиридонов (1871, г. Евпатория Таврической губ.- 29.11.1938, Симферополь), мч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), историк, краевед, этнограф. Из семьи крымских греков, отец служил приказчиком на евпаторийских соляных промыслах. Брат сщмч. Елеазара Спиридонова. По окончании Таврической ДС поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1903 г. со степенью кандидата богословия. Продолжил образование вольнослушателем Московского ун-та. Возвратился в Крым, преподавал в Таврической ДС. С 1907 г. являлся членом Таврической ученой архивной комиссии (ТУАК). В 1908 г. выступил в комиссии с докладом «К вопросу о мученичестве св. Климента, папы Римского, в Крыму», получившим высокую оценку. В 1913-1916 гг. занимался научной работой в Греции - в Афинах и на Афоне. Автор ряда исследований по церковной истории, в частности книг «Древнехристианские мученики», «Новациан и его раскол», перевода с греч. языка труда св. Климента «О девстве».
В 1918-1922 гг. работал учителем в Евпатории, был секретарем и председателем общины греч. храма прор. Илии, где настоятельствовал его брат свящ. Елеазар. В 1922 г. поступил преподавателем в Крымский ун-т. В том же году избран товарищем председателя ТУАК, работал в крымском отделе охраны памятников истории и старины. Не соглашаясь с идеологизацией гуманитарных предметов в Крымском ун-те, перешел на работу в Симферопольский краеведческий музей, где впосл. стал зам. директора и директором. С 1926 г. вел работу по исследованию говоров греч. населения Приазовья, неск. лет выезжал в Мариупольский окр. с этнографическими экспедициями. Имел международную известность как ученый, автор исторических, краеведческих и этнографических работ, таких как «Заметки по истории эллинства в Крыму», «Уроженцы северного побережья Черного моря в истории древнегреческой мысли», «О мариупольских греках» (нек-рые из них публиковались в «Известиях ТУАК»).
О Д. отзывались как о культурнейшем и эрудированнейшем человеке, имеющем глубокую веру. Он сосредоточил все внимание на ученых занятиях и молитве, только в них находя утешение и нравственное оправдание. Вел исключительно скромный, почти монашеский образ жизни, отличался возвышенным состоянием ума, молитвенной устраненностью от повседневных забот, смирением и кротостью. Принимал деятельное участие в церковной жизни, был активным членом двадцатки симферопольского Троицкого греч. храма. В 1934 г. благодаря квалифицированной помощи Д., клиру и прихожанам удалось отстоять от закрытия свою церковь как единственный правосл. храм в Симферополе. Со времени учебы в семинарии был близким другом свящ. Троицкого храма сщмч. Николая Мезенцева. Д. предлагали принять священнический сан, но по смирению он отказался.
20 янв. 1938 г. был арестован по делу «контрреволюционной греческой националистической организации». Д. обвиняли в том, что он «писал контрреволюционные клеветнические сведения о жизни в СССР, которые передавал в греческое консульство» (речь шла о составленном Д. обращении греков-прихожан в консульство Греции с просьбой помочь им защитить свой храм). Заключенных поместили в симферопольскую тюрьму, где подвергали пыткам и издевательствам. Д. мужественно держал себя на допросах, не признал себя виновным в «контрреволюционной деятельности». 5 нояб. Особой тройкой УНКВД по Крымской АССР приговорен к расстрелу. Прославлен Архиерейским юбилейным собором 2000 г.